Отпугивание птиц. Защита от птиц
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
Aviation Ornithology Group
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
ОГАО










































































































































К началу
страницы




































































































К началу
страницы


Отраслевые документы гражданской авиации
по снижению опасности, создаваемой птицами

english

Система нормативных требований по орнитологическому обеспечению безопасности полётов (ООБП) в гражданской авиации была выстроена к моменту окончания советского периода, что являлось положительной для того времени и необходимой ступенью развития. Согласованные между собой требования содержал целый ряд отраслевых документов: Воздушный кодекс, НПП ГА-85, НАС ГА-86, Положение о землях транспорта, РООП ГА-89. Проекты положений в части орнитологического обеспечения данных документов были подготовлены специалистами ОГАО.

К сожалению, в 90-х годах система нормативных требований по ООБП оказалась практически разрушенной. В ходе смены отраслевой документации новые документы, заменяющие собой документы предыдущего периода, утратили былой объём требований, а сами требования оказались не в состоянии обеспечить крайне необходимого развития нормативно-правовой базы для данного вида обеспечения полётов.

В настоящее время в целом ряде авиационных документов содержатся требования по ООБП, но они менее согласованы между собой и не учитывают 20-ти лет прогресса науки, техники и практики. Также заметно яркое несоответствие рекомендациям и стандартам, изложенным в документации ИКАО.

Сегодня крайне актуальным является обновление нормативно-правовой базы ООБП и формулирование требований, исходящих из современных условий функционирования отрасли воздушного транспорта, и согласованных с положениями документов ИКАО.

Феномен задержки в развитии ярко проявился в отношении документа, содержащего наиболее полные требования по ООБП – РООП ГА-89. Вопрос о необходимости пересмотра данного Руководства поднимается со стороны ОГАО практически ежегодно, начиная с 1995 года. Тот же вопрос неоднократно поднимался в письмах из аэропортов, поскольку практика уже давно опережает нормотворчество, и эта диспропорция значительно затрудняет работу на местах, однако, решение о пересмотре данного документа до сих пор не принято.







Отсутствие какой-либо сформулированной федеральной политики в области предотвращения столкновений с птицами на воздушном транспорте обусловило регресс нармативно-правовой базы в этом узком сегменте. В новой редакции Воздушного кодекса (1997-2007 гг.), в частности, отсутствует упоминание о размещении объектов, способствующих концентрации птиц, в зоне аэропортов. Отсутствуют положения по ООБП в ФАП «Аэродромы», в ФАП «Аэропорты» содержится лишь короткое упоминание. В РЭГА РФ-94, подготовленном ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», содержится единственный пункт вместо целого раздела из утратившего силу НАС ГА-86. Данные документы были подготовлены без участия отраслевых специалистов по орнитологическому обеспечению, что обусловило игнорирование интересов ООБП.





Каждый аэродром индивидуален по набору экологических и производственных условий, которыми определяется степень опасности, создаваемой птицами для полётов ВС. Однако, действующие нормы советского периода уравнивали аэропорты (аэродромы) в этом аспекте, требуя вместе с тем проведения полного комплекса мероприятий по ООБП. Категорированность аэропортов (аэродромов) по степени птицеопасности в начальной стадии введена и закреплена Указанием ДВТ от 11.10.1994 № ДВ-147/И и Авиационными правилами, часть 139, «Сертификация аэродромов» (проекты положений подготовлены ОГАО).

В соответствие с подходом, разработанным ОГАО, максимальный по составу комплекс мероприятий должен быть обязательным к проведению для птицеопасных аэропортов (аэродромов со сложной орнитологической обстановкой), для остальных же, т.е. не отвечающих сформулированным критериям оценки птицеопасности, должна быть предусмотрена возможность оптимального расходования средств, и проведения ограниченного, но достаточного комплекса мероприятий по ООБП, обеспечивающего своевременное обнаружение птиц, постоянную готовность к применению средств защиты и проведению других действий по предотвращению столкновений.



ФАП-136 и ФАП-128 – документы, пришедшие на смену НПП ГА-85 практически без изменений воспроизводят требования по орнитологическому обеспечению 25-летней давности для экипажей и наземных служб, т.е. фактически пролонгирует действие требований, не учитывающих изменения в области предотвращения столкновений с птицами за четвертьвековой период.


В противоречие АП-139, введённым ранее, ФАП-128, в частности, предписывают всем российским аэропортам обязательное проведение эколого-орнитологического обследования аэродрома и приаэродромной территории независимо от степени опасности, исходящей от птиц.

Копирование требования о радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой в текущее время не имеет никакого методического обеспечения, поскольку нормативные положения прошлых лет (изложенные, в частности, в РООП ГА-89) разрабатывались для РЛС, эксплуатировавшихся в аэропортах советского периода (например, обзорные П-35 и П-37). Современное наземное радиолокационное оборудование на уровне базовых принципов организации работы исключает сведения о птицах, снимая излишнюю информационную нагрузку с диспетчеров УВД. Никакие исследовательские или опытно-конструкторские работы по адаптации оборудования нового поколения или по внедрению новых специализированных радиолокационных систем в стране не проводились, что затрудняет или делает невозможным в текущее время выполнение требования о проведении радиолокационных наблюдений за перемещениями птиц в районе расположения аэродромов ВТ.

По оценке ОГАО введение требований ФАП-128 в части предотвращения столкновений с птицами провоцирует дальнейшее снижение исполнительной дисциплины орнитологического обеспечения в аэропортах.

Из предложенных ОГАО положений в ФАП-128 включено только одно – п. 8.25 о проведении полного учёта всех случаев столкновений с птицами вне зависимости от последствий для полёта и самого ВС.


Приказы № 71 ФАС РФ, № 43 ФАС РФ, № 110 Минтранс РФ определяют право аэропортов включать в структуру аэропортовых сборов для эксплуатантов ВС (сбор за взлет-посадку) целевые отчисления за орнитологическое обеспечение безопасности полетов в районе аэропорта.




Должность Инженера по авиационной орнитологии внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Составителями справочника допущена принципиальная ошибка по наличию у специалиста биологического, а не технического образования; не верно также интерпретированы основные должностные обязанности. Определены нормы снабжения Инженера по авиационной орнитологии спецодеждой и спецобувью.



 











Дополнительно:





Форма отчетности о столкновении с птицами
Приложение 1 к Письму Росавиации от 18.09.2015 г. N АН1.02-3056 "Информация по безопасности полетов № 19"



 

Отраслевая группа авиационной орнитологии – ОГАО, +7(985)115-40-06, birdstrike@mail.ru

© ОГАО, 2000-2017 - все права защищены. В состав сайта включена уникальная информация из архива ОГАО,
при использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.