Отпугивание птиц. Защита от птиц
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
Aviation Ornithology Group
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
ОГАО

















































































































































К началу
страницы


Численность птиц на аэродроме г. Ростов-на-Дону
и опыт ее снижения в связи с орнитологическим
обеспечением безопасности полетов воздушных судов

english

Материал для настоящего сообщения собран в 1999-2005 гг во время маршрутных учетов птиц на территории летного поля аэродрома Ростов-на-Дону. Учеты проводились в первой половине дня (иногда два раза на день) и на протяжении каждого месяца их количество колебалось от 4 до 23 раз (в большинстве месяцев – 10-15 раз). Высокая частота позволяет свести к минимуму случайные колебания численности обитающих на аэродроме или посещающих его птиц. Результаты маршрутных учетов приведены в nабл.1.

С 2000 г. в аэропорту начались и до настоящего времени планомерно проводятся целенаправленные мероприятия по управлению поведением птиц на летном поле, снижению привлекательности для них объектов аэродрома, применяются различные отпугивающие средства, проводятся работы по устранению условий, способствующих массовому скоплению птиц на приаэродромной территории.

Главный критерий опасности того или иного вида птиц для полетов воздушных судов – это случаи столкновений с его представителями. Поэтому общая численность птиц на территории аэродрома еще не может квалифицироваться как фактор опасности для самолетов. Более важным аспектом служит доля тех видов, которые фактически сталкиваются с воздушными судами. Тем не менее, совокупная численность птиц всех видов, встречающихся на аэродроме, и ее внутри- и межгодовая динамика показывает степень значимости рассматриваемой территории для птиц, характеризует аэродром и его окрестности как биоценоз с высокой антропогенной нагрузкой и с этих позиций может демонстрировать степень своего влияния на полеты воздушных судов.

Как видно из представленных в таблице данных, без активных действий, направленных на устранение скоплений птиц на аэродроме (1999-2000 гг.), его территорию постоянно используют большое количество птиц, несмотря на те производственно-технологические процессы, присущие аэропорту как предприятию.

Основные мероприятия, которые проводятся на аэродроме службами, отвечающими за орнитологическое обеспечение безопасности полетов и в сумме позволившими снизить значимость территории аэродрома для обитающих в городе и его окрестностях птиц, следующие:

1. Запрет возделывания на аэродроме огородных культур работниками аэропорта, рекультивация и посев на освободившихся площадях многолетних трав (пырей, люцерна, кострец).

2. Ликвидация мест гнездования воробьев и скворцов на объектах, расположенных одиночно на летном поле (радиолокатор, курсовые маяки и др.); большинство птиц гнездилось в полостях плит перекрытия различных строений и образовывали миниколонии.

3. Ликвидация в тех же местах кустарников, одиночных деревьев и ранее сложенных куч веток, которые служили местом массового скопления воробьев

4. Ликвидация свалки, расположенной на северо-восточной окраине аэродрома, и полная рекультивация ее территории; пресечение возникновения несанкционированных выбросов мусора по периметру аэродрома путем перекрытия подъездных путей..

5. Ликвидация двух из пяти гнездовых колоний грачей, расположенных на приаэродромной территории.

6. Привлечение охотников для снижения численности путем отстрела некоторых особо опасных для воздушных судов птиц (сизый голубь, серая куропатка) по специальным разрешениям государственных органов природного и охотничьего надзора.

7. Устройство и задействование специальных ловушек для врановых, особенно эффективных в период вылета молодняка этих птиц, а также осенью.

8. Дежурство 2-3 раза в неделю членов внештатной группы по отпугиванию птиц с территории аэродрома с помощью передвижной биоакустической установки, пиротехнических средств и охотничьих ружей.

9. Внедрение в эксплуатацию репеллентного комплекса, включающего в себя стационарную биоакустическую систему, транслирующую сигналы бедствия некоторых особо опасных видов птиц, зеркальные отражатели и сигнальные ракеты, который смонтирован вдоль взлетно-посадочной полосы – наиболее ответственного участка аэродрома.

В результате проводимых на протяжении 6 лет изложенных мероприятий численность птиц на аэродроме снизилась (в некоторые месяцы – на порядок), что свидетельствует о создании на аэродроме дискомфортных условий для птиц. Птицы стараются их избегать, либо вообще покидая территорию летного поля, либо сокращая время своего пребывания на нем, и это проявляется во все сезоны года. В связи с этим следует также отметить, что общее уменьшение среднегодовой численности на аэродроме привело и к снижению коэффициента столкновений птиц с самолетами, расчет которого проведен согласно действующему в настоящее время «Руководству по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации», 1989 г. (табл.2).

Таблица 1. Плотность населения птиц на аэродроме г. Ростов-на-Дону (ос/км2)

Таблица 2. Среднегодовая плотность населения птиц на аэродроме г. Ростов-на-Дону (ос/км2) и коэффициент столкновений их с воздушными судами



Забашта А.В., аэропорт Ростова-на-Дону, "Проблемы развития биологии и экологии на Северном Кавказе", Мат. 51-й научн.-метод. конф. «Университетская наука – региону», 2006 г, г. Ставрополь

 




 

Отраслевая группа авиационной орнитологии – ОГАО, +7(985)115-40-06, birdstrike@mail.ru

© ОГАО, 2000-2017 - все права защищены. В состав сайта включена уникальная информация из архива ОГАО,
при использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.