Отпугивание птиц. Защита от птиц
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
Aviation Ornithology Group
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
ОГАО





























































































































































К началу
страницы


Рекомендации
по совершенствованию экспериментальных работ,
проводимых в а/п Пулково с хищными птицами

english

В соответствии с заданием УНС МГА от 06.04.89 № 28.2.4-298 специалисты ГосНИИ ГА ознакомились с результатами экспериментальных работ по использованию в а/п Пулково ловчих птиц для отпугивания скоплений пернатых, представляющих опасность для полетов ВС.

А/п Пулково характеризуется сложной орнитологической обстановкой (в 1987 г. зарегистрировано 15 столкновений, в 1988 г. – 14 столкновений), что вызвано близким расположением многих объектов, способствующих концентрации птиц (городской свалки, мясокомбината, цветочного питомника, скотоферм и др.). Главную опасность для полетов воздушных судов представляют чайки и врановые – наиболее многочисленные виды из посещающих территорию аэропорта. Поэтому хищные птицы предназначались и обучались в основном для отпугивания стай, состоящих из птиц этих видов.

Эксперименты с ловчими птицами проводились с апреля 1986 г. по апрель 1989 г. В качестве биорепеллентов использовались различные виды хищных птиц: соколы (балобан, сапсан, кречет) и ястреб (тетеревятник).

Результаты экспериментов показали, что наилучшим образом отвечают условиям применения на аэродроме по своим ловчим качествам соколы сапсан и кречет. Во многих случаях отпугивание ловчими птицами производило достаточно высокий эффект, однако устойчивых положительных результатов на протяжении длительного периода времени добиться не удалось. Это обусловлено, во многом, объективными трудностями, связанными с содержанием, обучением и применением дрессированных соколов и ястребов, из которых далеко не все удалось успешно преодолеть, например, невозможность применения ловчих птиц в период линьки, большая продолжительность периода подготовки птиц к работе, сложность в приобретении достаточного числа хищных птиц, относящихся к редким и охраняемым видам, привлечение к участию в экспериментах специалистов, обладающих большим практическим опытом по обучению птиц, необходимость постоянного обеспечения ловчих хищников свежими мясными кормами, неуправляемость ловчих птиц (в особенности ястребов) во время напусков и невозможность их применения при сильном ветре и дожде. По мнению специалистов ГосНИИ ГА, значительную роль в отсутствии положительных результатов сыграли и другие причины, а именно:

- не имели тщательной проработки организационные и научно-методические вопросы проведения экспериментальных работ;

- отсутствовала система учета результатов напусков и оценки эффективности работы различных особей и различных видов хищных птиц в зависимости от метео- и других факторов;

- не были разработаны тактические решения по применению ловчих птиц в различных ситуациях, отсутствовала четкая постановка задач перед дрессировщиком в плане подготовки птиц к работе;

- необходимая методическая помощь со стороны специалистов-орнитологов оказывалась в недостаточном объеме.

По зарубежным данным о применении ловчих птиц в различных аэропортах, биоспособ предотвращения ущерба, причиняемого птицами воздушным судам, является одним из наиболее эффективных. Учитывая то, что работниками а/п Пулково накоплен определенный опыт в использовании ловчих птиц, считаем целесообразным продолжить проведение экспериментов для окончательного выяснения эффективности и отработки методики применения данного способа. В связи с этим рекомендуем следующее.

1. Перед началом практических экспериментов провести подготовку, в ходе которой с помощью компетентных специалистов-орнитологов разработать научную и организационную основы экспериментальных работ, исходя из конкретных условий а/п Пулково. С этой целью:

- обобщить современный опыт по обучению ловчих птиц, используя различные источники информации;

- ознакомиться с результатами и недостатками проведения аналогичных работ на отечественных аэродромах;

- разработать систему регистрации результатов напусков в зависимости от метеорологических и других факторов;

- командировать представителя орнитологической группы а/п в один из зарубежных аэропортов, в которых применяется биологический способ отпугивания птиц, для ознакомления с организацией работ и методикой применения данного способа;

- решить вопросы предоставления транспорта, выделения помещений и штатных единиц, финансирования работ, взаимодействия с различными службами аэропорта и т.д.

2. Привлечь для руководства научной стороной проведения экспериментов квалифицированных орнитологов.

3. Изменить стратегическую установку экспериментальных работ: рассматривать ловчих птиц не в качестве основного и дежурного средства, а как один из компонентов целого комплекса средств по отпугиванию птиц, причем обладающий мощным свойством стабилизировать и повышать эффективность других репеллентных средств. Такой подход позволит содержать минимальное количество хищных птиц и применять их только при необходимости.

4. При совместном использовании биоакустических установок и ловчих птиц производить напуски после окончания трансляций отпугивающих сигналов и лишь в случаях ослабления реакции разлета у отпугиваемых особей.

5. Для повышения эффективности напусков самих хищных птиц в процессе обучения провести апробирование новых приемов. Отработать: «эффект следования» у соколов за движущейся автомашиной (что позволит расширить зону воздействия) и напуски соколов и ястребов с движущейся на небольшой скорости автомашины (что будет способствовать повышению «эффекта внезапности» появления хищника).

6. Экспериментальные сеансы отпугивания с напусками пернатых хищников на территории, прилегающей к ВПП, проводить в перерывы между полетами самолетов. Если перерывы небольшие – использовать только соколов, т.к. они могут быстро отозваться дрессировщиком.

7. Для обеспечения экспериментов и доставки дрессировщиков с ловчими птицами в места напусков необходимо использовать радиофицированный автомобиль, что позволит также поддерживать оперативную связь с диспетчерами УВД с целью получения дополнительной информации об изменениях орнитологической обстановки и согласования времени проведения сеансов отпугивания в районе ВПП.

8. Во избежание потерь (отлета) хищных птиц во время напусков целесообразно использовать специальное телеметрическое устройство (позволяющее следить за перемещениями ловчих птиц), применяемое за рубежом.

9. Организовать снабжение ловчих птиц говяжьим мясом (из расчета: 200 г. мяса на 1 птицу в сутки). Хищные птицы для поддержания нормальной жизнедеятельности постоянно нуждаются в свежих мясных кормах. Для скармливания также пригодны цыплята, сизые голуби, вороны, грачи, галки, чайки, лабораторные крысы и мыши.


А.И. Рогачёв, С.К. Рыжов, ОГАО в составе ГосНИИ ГА, 1989 г.

 








Ястреб (Accipiter gentilis)

Ястреб-тетеревятник
- Accipiter gentilis




Сокол сапсан (Falco peregrinus)

Сокол сапсан
- Falco peregrinus




Сокол балобан (Falco cherrug)

Сокол балобан
- Falco cherrug







pulkovo

Автомашина, оборудованная внешней присадой для ловчего сокола, а/п Пулково, 2007 г.







pulkovo

Базовый пункт группы контроля птиц с вольерами для ловчих птиц у ИВПП-1, а/п Пулково, 2011 г.
 

Отраслевая группа авиационной орнитологии – ОГАО, +7(985)115-40-06, birdstrike@mail.ru

© ОГАО, 2000-2017 - все права защищены. В состав сайта включена уникальная информация из архива ОГАО,
при использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.