Отпугивание птиц. Защита от птиц
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
Aviation Ornithology Group
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
ОГАО



Методические рекомендации по орнитологическому обеспечению безопасности полетов

english
Содержание
Приложение 1. Оценка состояния орнитологического обеспечения полетов на воздушном транспорте РФ

Приложение 1. Оценка состояния орнитологического обеспечения полетов на воздушном транспорте РФ

3. Устаревшая нормативно-правовая база

До 1991 г. в национальной авиационной отрасли была создана система нормативных требований по орнитологическому обеспечению безопасности полетов, включающая согласованные положения в различных отраслевых документах. Наиболее полно требования по данному виду обеспечения были представлены в Руководстве по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации – РООП ГА-89. Пересмотр и модернизация всей отраслевой нормативно-правовой документации в 90-х годах привели в результате к сокращению и потере положений, регламентирующих орнитологическое обеспечение, в документах нового поколения. Вместе с тем РООП ГА-89 так и не было пересмотрено, формально оставаясь действующим и в настоящее время. Многократные предложения Отраслевой группы авиационной орнитологии по созданию документа нового образца и развитию нормативно-правовой базы не имели поддержки.

РООП ГА-89, разработанное для социально-экономических условий советского периода, уже многие годы препятствует развитию данного вида обеспечения полетов, способствует процветанию низкой исполнительской дисциплины и поддержанию неудовлетворительного качественного уровня в подавляющем большинстве авиапредприятий. На современном этапе аэропорты и авиакомпании нуждаются в четкой организации и регламентации процесса обеспечения полетов в области предотвращения столкновений с птицами и снижения опасности, исходящей от них.

В сегодняшней ситуации, следуя современным уровням качества предоставления услуг, а также под угрозой судебных исков со стороны авиакомпаний, отдельные аэропорты вынужденно пытаются самостоятельно развивать деятельность по защите от создаваемой птицами опасности не имея общих ориентиров и направлений. Так, например, в 2000-х годах в Пулково, Домодедово, Шереметьево, Толмачево появились штатные группы контроля птиц, основной функцией которых является проведение оперативных мероприятий по удалению птиц с территории летного поля. Однако, деятельность подобных групп не предусмотрена ни одним из отраслевых документов.

Но и в этих единичных аэропортах недостатки и чрезвычайно медленное прогрессивное движение определены: нехваткой квалифицированного персонала (так же, как и отраслевой системы его подготовки и аттестации), отсутствием современной нормативно-правовой и методической базы, учитывающей новейший научно-практический опыт в этой области, ограниченным выбором отечественных доступных по ценам специализированных технических средств защиты от птиц, отсутствием координации действий на отраслевом уровне и безразличием к решению актуальных вопросов этого вида обеспечения со стороны центральных авиационных органов. В большинстве же авиапредприятий орнитологическое обеспечение утрачено как один из видов обеспечения безопасности полетов ВС. И одна из главных причин этого массового явления – усугубляющееся отставание в развитии нормативно-правовой базы.

Комплекс международной документации, содержащей положения о деятельности по снижению опасности от птиц, меж тем развивается интенсивно. Так, 3-я редакция «Руководства ИКАО по аэропортовым службам» DОС 9137-АN/898, часть 3, «Создаваемая птицами опасность и методы её снижения» был введена в 1991 г. и ее рекомендательные положения уже не были отражены в РООП ГА – 89. В ближайшее время ИКАО планирует ввести в действие уже 4-ю редакцию этого документа и отставание российской нормативно-правовой базы будет составлять уже два десятилетия или два поколения международной документации. В 2004 г. в Приложение 14 ИКАО введены первые положения в статусе стандартов, что предоставляет иностранным авиакомпаниям веские основания для предъявления претензий российским аэропортам в случае игнорирования указанных стандартов. В 2006 г. Международным комитетом по столкновениям с птицами (International Birdstrike Committee - IBSC) разработаны собственные «Стандарты по контролю птиц и объектов живой природы для аэропортов рекомендуемая практика №1».


Рыжов С.К., ОГАО в составе ГЦ БПВТ, 2007 г.

 



 

Отраслевая группа авиационной орнитологии – ОГАО, +7(985)115-40-06, birdstrike@mail.ru

© ОГАО, 2000-2017 - все права защищены. В состав сайта включена уникальная информация из архива ОГАО,
при использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.