Отпугивание птиц. Защита от птиц
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
Aviation Ornithology Group
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
ОГАО




































































































































































К началу
страницы

































































































































































К началу
страницы


Методические рекомендации по орнитологическому обеспечению безопасности полетов

english
Содержание
Приложение 1. Оценка состояния орнитологического обеспечения полетов на воздушном транспорте РФ

Приложение 1. Оценка состояния орнитологического обеспечения полетов на воздушном транспорте РФ

2. Статистические показатели

Ежегодно на воздушном транспорте РФ регистрируется менее 100 столкновений ВС с птицами: 2002 г. – 69 случаев, 2003 г. – 35 случаев, 2004 г. – 50 случаев*.

(* – данные невозможно рассматривать как точные и достоверные по причинам, изложенным ниже)

В ходе проведенного анализа рассмотрены сведения о 41 случае столкновений с птицами гражданских воздушных судов, эксплуатировавшихся российскими компаниями в 2005 году. Из них 5 столкновений произошли в зарубежных аэропортах, еще в 7 случаях место события не установлено, но зарубежный аэропорт являлся последним пунктом вылета или пунктом посадки.

На протяжении длительного периода наблюдений пиковая опасность столкновений на территории страны отмечается в июле – 34,1 % от общего количества столкновений, зарегистрированных в 2005 г. (рис. 2). Среднее значение для июля за 2002-04 гг. – 24,7 %. На второй позиции по этому показателю находится август – 17,1 % случаев (16,9 % за 2002-04 гг.). Наивысшая опасность столкновений в эти месяцы связана с вылетом молодых птиц из гнезд и приобретением ими первого опыта полетов. Доля, приходящаяся на месяц май, соответствует уровню предшествующих трех лет: 14,6 % - в 2005г., 13 % - в 2002-04 гг. Число столкновений в июне ниже чем в предыдущий трехлетний период: 7,3 % - в 2005 г., 14,3 % - в 2002-04 гг., что, возможно, объясняется неблагоприятными для гнездования погодными условиями весной и смещением сроков размножения некоторых видов птиц.

Рис. 2. Динамика уровня столкновений воздушных судов с птицами по месяцам 2005 г.

В периоды весенней и осенней миграций, в отличие от летних месяцев, опасность в большой степени создается перелетными птицами. Высокая вероятность возникновения конфликтов с мигрантами существует в апреле и сентябре (9,8 % и 12,3 % от всех столкновений, соответственно), причем в сентябре 2005 года зафиксировано почти в два раза больше инцидентов, чем в среднем за 2002-04 гг. (7,8 %).

В зимнее время птицы создают малую угрозу для полетов в воздушном пространстве страны, однако, учитывая интенсивные перевозки на международных трассах, от экипажей требуется усиление внимания при выполнении взлета-посадки в иностранных аэропортах, расположенных южнее и ближе к экватору, в областях совпадающих с зимовками многих видов и групп птиц. Так, самолет Ту-214 б.н. 64504 ГТК «Россия» на разбеге в индийском а/п Мумбай столкнулся с одиночной птицей. Экипаж заметил крупную птицу, услышал удар и прервал взлет. Попадание птицы в правый двигатель привело к его повреждению и досрочному снятию.

Таблица 1. Распределение столкновений ВС с птицами по времени суток в 2005 г.

Время суток определено для 78 % столкновений (табл. 1). Соотношение дневных и ночных коллизий в 2005 году практически полностью совпадает с таковым за предыдущие три года. На день приходится 62,5 %, на ночь – 15,6 %. Обращает на себя внимание факт отсутствия ночных столкновений в летние месяцы, т.е. в то время, когда угроза столкновений создается местными гнездящимися птицами. Ночные инциденты появляются весной и осенью, что указывает на участие в них мигрирующих птиц. Относительную безопасность ночного летнего времени необходимо учитывать при планировании рейсов в авиакомпаниях.

Рис.3. Распределение столкновений воздушных судов с птицами по этапам полетав 2005 г.

По имеющимся сведениям этапы полета, на которых произошли контакты с птицами, определены в 65,9 % случаев. Столкновения на взлете и при посадке, включая разбег и пробег, составили вместе 74 % от общего количества (рис.3), что на 14 % больше по сравнению с уровнем 2002-04 гг. В 2005 г. набор высоты, снижение и заход на посадку наоборот характеризовались уменьшением контактов с птицами на 11,5 % по отношению к уровню 2002-04 гг. В соответствии с результатами анализа три четверти рассматриваемых событий зафиксированы в 2005 г. непосредственно в границах аэродромов, что свидетельствует о низкой эффективности мер, предпринимаемых наземными службами по защите от птиц.

Высота столкновений с птицами определена для 61 % случаев (рис. 4). Распределение инцидентов с участием птиц по высоте полностью повторяет показатели 2002-04 гг. Преобладают столкновения на высоте до 100 метров – 84 % от общего числа.

Рис. 4. Распределение столкновений воздушных судов с птицами по высоте в 2005 г.

Таблица 2. Распределение общего количества столкновений с птицами и числа попаданий птиц в двигатели по типам воздушных судов в 2005 г.

За анализируемый период зарегистрированы столкновения птиц с самолетами 14-ти типов (табл.2). Как и в предшествующие годы наибольшее количество инцидентов отмечено для активно эксплуатируемых Ту-134 (29,3 %) и Ту-154 (14 %). Возросла в общем объеме доля А-310 с 3,9 % в 2002-04 гг. до 9,8 % в 2005 г., а доля Б-737 – снизилась с 9,2 % в 2002-04 гг. до 2,3 % в 2005 г.

Максимальное число соударений с птицами испытали авиадвигатели: 44,9 % от общего количества попаданий (рис.5); в 2002-04 гг. - 50 %. Попадания в крыло отмечены в 28,6 % случаев (в 2002-04 гг. - 19 %), в фюзеляж – в 12,2 % случаев (в 2002-04 гг. - 8 %).

Рис. 5. Распределение воздействий со стороны птиц по частям ВС, подвергшихся удару/повреждению, в 2005 г.

Данные отраслевого анализа в значительной степени расходятся с данными ИКАО**, в соответствии с которыми наибольшее число столкновений приходится на лобовое остекление кабины пилотов – 17 %, на двигатель и крыло – около 14 и 12 %, соответственно.

(** – использован анализ всемирных данных от 26.07.2002 (№AN 4/9.1.1-02/69))

Подобное несоответствие ярко иллюстрирует разницу в подходах к регистрации столкновений. В сложившейся национальной практике фиксируются в основном те случаи, что приводят к значительным последствиям для полета или к повреждению воздушного судна. Массовые столкновения, не приведшие к повреждениям, не учитываются и не могут быть подвергнуты анализу специалистов. Это подтверждается и большим количеством повреждений в среде учтенных случаев столкновений. По результатам анализа попадание птиц в авиадвигатель приводили к повреждению последнего в 54,5 % случаев. Это ниже показателя за предыдущие три года (69 %), но выше, чем аналогичный показатель ИКАО (32,7 %). Соударения с крылом вызывали его повреждения в 50 % случаев, что также ниже показателя предыдущего периода (69,7 %), но выше показателя ИКАО (25 %).

К значимым последствиям столкновений с птицами в 2005 году относятся совершенные российскими ВС 3 прерванных взлета и 1 вынужденная посадка. Досрочно сняты 5 авиационных двигателей, повреждены – 12, выключение двигателя экипажем имело место в 1 случае (табл.3).

Табл. 3. Последствия столкновений воздушных судов с птицами в 2002-05 гг.

Как и прежде наибольшие трудности у авиационного персонала вызывает определение размеров и групповой принадлежности птиц, участвовавших в столкновении с ВС. Сведений по этим позициям фиксируется крайне недостаточно из-за непонимания их важности, отсутствия соответствующих навыков, и отчасти, из-за недостатка методических пособий.

Так, размеры птиц указывались в 29,3 % случаев. В ходе анализа установлено, что птицы средних размеров участвовали в 50 % столкновений, крупные птицы – в 33 % столкновений, мелкие – в 17 % столкновений. По данным ИКАО больше всего столкновений происходит в мелкими воробьиными птицами – до 35 %. По поступившей за 2005 г. информации известно об участии в конфликтных ситуациях с ВС чаек, врановых, водоплавающих и хищных птиц. Видовая принадлежность определена только в 3 случаях – это:

Перечень видов птиц, участие которых в столкновениях с российскими ВС стало достоверно известно за период 2002-04 гг., приводится ниже:

Достоверно оценить материальный ущерб, ежегодно наносимый птицами в отрасли воздушного транспорта не представляется возможным. Материалы расследований инцидентов такой информации чаще всего не содержат, а если расчет убытков производится, то в нем фигурируют лишь прямые расходы и не учитываются косвенные. Последние же, по сообщениям зарубежных авиакомпаний, по объему могут быть сопоставимы с прямыми потерями. О величине ущерба можно составить представление лишь по отдельным примерам. В 2005 году а/к «Красноярские авиалинии» сообщила об ущербе от столкновения с птицей самолета Ту-204 (б.н. 64018), имевшего место 05.08.05. В результате столкновения один из двигателей оказался поврежденным и был снят досрочно, а сумма ущерба составила более 5,29 млн. рублей.

Полученные в ходе анализа статистические показатели доказывают реальность и значимость опасности, создаваемой птицами, а также указывают на недопустимость дальнейшего игнорирования на национальном отраслевом уровне проблемы предотвращения столкновений в целом и интересов орнитологического обеспечения безопасности полетов в частности.


Рыжов С.К., ОГАО в составе ГЦ БПВТ, 2007 г.

 



 

Отраслевая группа авиационной орнитологии – ОГАО, +7(985)115-40-06, birdstrike@mail.ru

© ОГАО, 2000-2017 - все права защищены. В состав сайта включена уникальная информация из архива ОГАО,
при использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.